Вам интересна фотография? И вы решили попробовать себя, как фотограф? Но не знаете с чего начать, и как это все обычно происходит? Что это за профессия? Какие плюсы в этом деле? Наверняка есть и минусы.
Могу поделиться своим опытом и своими мыслями по этому поводу, поскольку занимаюсь уже несколько лет профессионально фотографией, у меня есть сайт, точнее 2 сайта.
Один сделан как портфолио ivan-photo-video.ru , а второй — это лендинг под рекламу photo-nevest.ru О сайтах мы также поговорим, а пока начнем с начала.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Помню, несколько лет назад мне просто предложили фотографировать в одной организации, и я подумал: «А почему бы и нет?». Мне дали компактный фотоаппарат Canon, и я ходил фотографировал все что мог. Какие-то красивые вещи, места. Дело было в деревне, и природа там была потрясающая в любое время года. Все, что мог, я фотографировал.
Сложнее всего было фотографировать людей. Как вы думаете почему? Ведь природа никуда не бежит, она просто стоит, и ты находишь красивый ракурс, и у тебя есть время подумать, сообразить. А когда ты фотографируешь людей, то все не совсем так.
Чтобы сделать красивую репортажную фотографию, как говорят естественную, нужно сделать очень много кадров, может быть 20−30−50, из которых потом выбрать 2−3 или 4 более менее подходящих фото.
Поэтому, когда я фотографирую людей, я комбинирую способ репортажной съемки без вмешательства в процесс, и другой способ — это, как я называю «мы снимаем кино».
Мы вместе что-то придумываем, сюжет, и по сюжету все занимают свои места, и делаем это естественно, чтобы не выглядело, как постановка. Такое довольно часто присутствует в фотографии. И смотрится ничем не хуже, чем репортажные фото.
Вообще фотография — это достаточно сложно и интересно, а также это очень разносторонне и многообразно. Здесь присутствуют миллион разных нюансов, в которые можно погружаться глубоко и изучать, или можно искать свои персональные особенности.
ЧТО ВАМ НУЖНО, ЧТОБЫ НАЧАТЬ СНИМАТЬ
Итак, вы решили начать снимать красивые кадры, и у вас в руках камера. На данном этапе совершенно не имеет значения какая у вас в руках камера. Я имею в виду, чтобы понять для себя и почувствовать нужно вам это или нет, что вам нравится, что вы вообще хотите, для этих целей подойдет даже телефон.
Поскольку в телефонах сейчас такие камеры, что иногда уделывают некоторые фотоаппараты. В стадии поиска важен сам факт съемки, и не так важен факт на что вы снимаете. Согласны?
И вот вы начинаете снимать, и начинаете видеть мир сквозь рамку объектива. И что же вы видите? Что вы хотите снять? Да, заметьте, какие мысли у вас начинают рождаться в голове? О чем вы начинаете думать?
Могу предположить, что вы думаете, нужно снять красивое место вот на той улице, или вот там. Вы можете думать, а как лучше снять вот эту вещь? С этого угла или с того? Еще бывают мысли, вот та девушка такая красивая, здорово было бы пойти с ней прогуляться и поснимать ее в разных ракурсах и позах.
У меня, кстати, бывает такой же художественный голод, когда мне просто необходимо взять камеру в руки, и пойти снимать. Когда не бывает съемок долгое время, у меня есть эта потребность: сделать красивые кадры, найти что-то интересное и пофотографировать.
Поэтому мысли о съемках, о ракурсах, о разном видении вещей и ситуаций, видении, как фотографа — это очень хороший процесс, который начинает толкать вас к изучению и постижению этой очень обширной науки фотографии.
Хочу вам сказать, что этот процесс изучения и погружения в фотографию никогда на заканчивается. По крайней мере по себе я это вижу. И до сих пор, я учусь видеть кадр, учусь видеть свет, учусь понимать как это будет выглядеть в том или ином ракурсе, или положении.
Можно сказать, что вы просто встаете на тропинку познания, и эта тропинка ведет вас в глубину искусства, и только от вас зависит насколько далеко вы пойдете по этой тропинке.
СТИЛЬ ФОТОГРАФИИ
Возможно, что вы будете снимать все подряд, все, что больше вам нравится и попадается красивое на вашем пути. А бывает так, что в этих съемках, вы сможете уже определиться с тем, что вам больше нравится снимать.
Ну допустим, вы подумаете, что красивая архитектура — это же так круто, и так красиво. Или вас привлечет портрет. Особенно, когда есть красивый свет, или красивый фон, или красивая модель.
Может быть, возникнет чувство, что вам нравится снимать именно что-то одно. А возможно, этого и не возникнет. В любом случае, делая все больше и больше снимков, вы захотите уже узнавать глубже, а как можно еще лучше сделать фотографию?
Естественно, что вы узнаете о выдержке, диафрагме, вы столкнетесь с тем, что есть iso или чувствительность, такие понятия, как экспозиция, компоновка кадра, различные форматы изображения Raw, jpeg. Ну и конечно, программы, где все это можно обрабатывать.
ОБУЧЕНИЕ
Да, будет потребность в обучении. Я где-то слышал, что вы можете учиться где угодно и чему угодно, но применять свои знания в свою практику сможете только вы сами. Сами по себе просмотренные или прослушанные уроки будут мало значимы, если не применять их на практике.
Я думаю, не стоит гнаться за количеством уроков, искать их сотнями на ютубе или в интернете просто чтобы посмотреть много всего разного. Лучший способ обучение, как я думаю — это просмотр урока, и применение его на практике сразу.
Допустим, вы посмотрели урок про компоновку кадра или про диафрагму. Лучше всего взять камеру, и пойти на улицу, заодно немного развеяться после урока. Ведь урок — это новая информация для вас, достаточно сложная по восприятию, а также долгая.
Вы сидели дома, за компьютером, смотрели, вникали, возможно, что-то записывали. И вот просмотрев урок, у вас есть теоретические знания, какой-то небольшой конспект на бумаге. И самое лучшее после урока — это отдохнуть!
А отдых, как вы, наверно, знаете — это смена занятия!) Да, пойти на улицу, на свежий воздух, с камерой будет самое то! Можно пойти в парк, который недалеко от вашего дома, или в лес, или просто в город.
Вспомнить что говорилось в уроке, или взять конспект и посмотреть основные тезисы. Тут главное — сделать все практически, и понять где и что меняется когда вы меняете диафрагму, если речь шла о диафрагме.
Поснимать, меняя значение диафрагмы. И смотреть как это выглядит в кадре. Что меняется. Поснимать близкие объекты, с разной диафрагмой. Поснимать средне-удаленные объекты, и поснимать дальние объекты. Вы видите разницу, когда меняете значение диафрагмы?
Может быть, на небольшом дисплее камеры, вы все и не рассмотрите, потому что экранчик слишком мал для того, чтобы видеть все детали. И когда вы вернетесь домой, то вы уже поглядите свои кадры на большом мониторе компьютера.
И более детально изучив свои снимки, вы увидите, как меняется кадр в зависимости от значение диафрагмы. И теперь вам станет более понятен урок, который вы смотрели, а также вы практически закрепили эти знания.
И это уже будет с вами. Этот навык плавно зайдет в подсознание, закрепится там, и это уже будет ваш опыт. Вот в чем прелесть практически выполненного обучающего урока. Это уже будет не только теорией, а это будет уже вашей практикой.
Вы поняли о чем я хотел сказать? И так желательно изучать и практиковать все уроки, которые вы смотрите или изучаете. Это будет пополнять ваш запас знаний, и вы уже это не забудете, если будете делать. Есть хорошие бесплатные курсы по фотографии, и вам не нужно долго искать. Все уже есть.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Таким образом, вы будете двигаться вперед и вперед. Появится желание более серьезной камеры. Может быть у вас был просто компактный фотоаппарат, как у меня в свое время. И однажды у меня появилось желание купить себе любительскую зеркалку. Т. е. тушку и объектив. Я помню купил себе Canon 550d.
И разница, конечно, была просто фантастическая, по сравнению с тем, что я снимал на компакт. Именно в качестве снимка, в возможностях камеры. Расширились возможности для развития. Допустим, объектив, который шел с камерой, или его называют китовый, он был очень слабый по светосиле.
Вы ведь уже знаете что такое светосила или светосильный объектив? В двух словах — это способность объектива делать фото в условиях недостаточной освещенности. Когда смеркается, или когда темно. Вот, если по простому.
И объективы со слабой светосилой, которая обозначается цифрами, допустим 3.5, или 4, в более темном пространстве, фотографии начинают шуметь, или, как говорят, вылезает цветовой шум. Это такие некрасивые пятна на фото, которые очень плохо смотрятся.
И если у камеры есть возможность менять объективы, то можно приобрести объектив с большей светосилой, допустим, 2.8, и вы увидите разницу. Это уже будут более красивые фото, без шума, когда будет темно, или мало света.
Вот так, понемногу, шаг за шагом, ваше фото путешествие будет идти, и на каждом этапе вы будете узнавать все новое и новое, ваш опыт становится все больше и больше, а камеры и объективы все тяжелее и тяжелее!)
Да, к сожалению, в этом отношении профессионализм фотографа ведет к более тяжелому рюкзаку за плечами, и более расширенному парку оптики, как его называют. И тут тоже, по своему опыту, я бы посоветовал действовать без фанатизма. Что я имею в виду?
Конечно, возможно, вы так углубитесь в фотографию, что вам захочется иметь очень много объективов, фотоаппаратов и всего оборудования, что это станет смыслом и целью вашей жизни. И такое тоже бывает.
Но, если говорить о себе, то могу сказать, что у меня на данный момент есть один фотоаппарат, и 2 объектива, которыми я снимаю все свои свадьбы. И мне этого вполне хватает. Кстати, я снимаю не только фото, но, также и видео.
И свадьбы я тоже так снимаю одновременно и фото и видео. Правда для видео прикупил недавно еще один компакт, который по качеству съемки видео почти ничем не уступает моей зеркалке.
МОЙ НАБОР
А использую я сейчас для съемки свадеб Canon 5D Mark III, объективы Sigma 24−70 f 2.8, и фикс Sigma Art 35 f 1.4. Вот и весь мой набор. Да и компакт для видео еще Canon g7x Mark II.
И даже такой вот, казалось бы, небольшой набор таскать весь день на свадьбе очень утомительно, скажу я вам. Ведь кроме перечисленного, у меня лежит еще вспышка, 4−5 дополнительных аккумулятора, зонтик, зарядка для аккумулятора.
Вообщем, рюкзак получается очень увесистый. Это я к тому, что желательно найти для себя какую-то середину. У меня был в свое время и объектив Canon 70−200 f 4. Это просто шикарный объектив, от которого невозможно оторваться. Это действительно так.
Он обладает какой-то магической силой притяжения. И тем не менее, для моих задач на данный момент, я понял, что он мне не сильно нужен, поэтому я его продал. Был у меня тоже объектив Canon 24−105 f 4. Хороший рабочий инструмент.
Но там ломался шлейф у него, я его ремонтировал. И потом продал, потому что все-таки светосила 4 это все еще достаточно темно. А пользуюсь на данный момент объективами Sigma. Мне они очень нравятся.
И слышал тоже от профессионалов, что многие объективы Сигма порой бывают лучше, чем Кенон. Это, конечно, все субъективно, и каждый выбирает по своим ощущениям. Также как и модель фотоаппарата, кому-то нравится Кэнон, кому-то нравится Никон.
Дело совсем не в модели, а в том, кому что удобнее, и кто к чему привык с начала. Мне дали когда-то фотоаппарат Кэнон, поэтому я и продолжил с ним. Если бы дали фотоаппарат Никон, то я думаю, что снимал бы сейчас на Никон.
Поэтому в выборе фото ориентируйтесь больше на свои ощущения. Пойдите в магазин, подержите в руках разные модели и марки фотоаппаратов. И что вам ляжет на душу, и вы почувствуете, что это ваше, значит это и берите.
И особо никого не слушайте. Ведь вам жить потом с этим аппаратом, а не кому-то другому.
Так же и у меня получилось. 2 объектива Сигма. Один для съемки на улице, а другой для съемки в помещении. И должен вам сказать, чтобы мне очень нравится снимать где-то в церквях или ресторанах.
Кстати, я в свое время думал, а как же я буду снимать на фикс объектив. Ведь там нельзя ни приблизить, не удалить кадр. Мне казалось, что это так сложно и так неудобно. Но, когда его купил, и начал снимать, то понял, что это лишь мои страхи.
И даже, помню, снял всю свадьбу целиком на этот один объектив. И фото и видео. И получилось просто шикарно! Тут нужно пробовать. Всякие предрассудки, и убеждения — это не более, чем чьи-то страхи и мнения, опять же основанные либо на чужом опыте, либо на теоретических мыслях, опять же, чужих.
Если вы стоите перед вопросом, то легче просто попробовать самим, и вы сами все увидите. И вас вряд ли чье-то мнение заставит усомниться в этом. Пробуйте!
Я тоже пробую, учусь, на данный момент, мне очень нравится снимать различные красивые видео ролики. Это тоже мое увлечение, которое я хочу развивать и дальше.
А пока на моем канале не так много видео, как хотелось бы, но что-то уже начинает получается, и я не хочу останавливаться. Вот посмотрите!
КОМПЬЮТЕР
Через определенное время, вам придет в голову идея о том, что вам нужен серьезный компьютер. Ну или, по крайней мере получше, чем у вас есть. Для обработки фото, и для того, чтобы видеть все цвета, и оттенки фотографии, конечно нужно дисплей с IPS матрицей.
Это такой дисплей, когда на нем цвета отображаются именно такими, какие они будут на печати. И у этого монитора очень хорошие углы обзора. Я имею в виду когда вы смотрите на обычный дисплей по разными углами, то заметите, что изображение немного отличается.
Когда же смотришь на монитор с IPS матрицей по разными углами, то изображение не меняется. И очень удобно и комфортно работать на таком мониторе, и обрабатывать фотографии, и видеть в изображении мельчайшие изменения, которые делаешь в программах.
И еще, этот дисплей нужно будет калибровать. Да, это уже более серьезный и продвинутый уровень, когда фотография станет уже чем-то большим, чем просто увлечение.
Хотя, если у вас есть возможность обеспечить себе хобби качественным оборудованием, то это тоже хороший вариант, и я знаю многие не зарабатывают на фото, а это для них хобби, но они покупают серьезное оборудование, тушки, объективы и различные дорогие принадлежности.
Хороший быстрый компьютер — это действительно очень важная штука. Когда у тебя серия из нескольких сотен, а бывает и тысяч изображений, одна секунда на обработку одного фото выливается в часы, которые ты можешь сэкономить с быстрым компьютером.
ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ
Обработка фотографий — это одна из самых больших тем в принципе. Потому что видение каждого человека индивидуально. В этой области столько нюансов и оттенков, что изучать их можно всю свою жизнь.
Я пробовал в свое время обрабатывать фотографии в фотошопе, я имею в виду цвето-коррекцию. Я брал уроки у нашего очень крутого фотографа в Ярославле. Он приходил ко мне, и все рассказывал и показывал как и что делается, а я записывал это все в блокнот.
Какими-то знаниями я пользуюсь до сих пор, а какие-то не использую, либо просто забыл, потому что мне они не нужны на данном этапе. Что я хотел сказать про обработку фотографий и цветокоррекцию, это то, что я понял, что здесь нужен очень хороший вкус и внутреннее видение цветов.
Поясню. Поскольку я не художник по образованию, а музыкант, то я не очень разбираюсь даже в начальных знаниях как смешивать цвета, какие существуют правила. Грубо говоря, я даже не окончил начальной школы в художественном плане. В этом отношении я полный профан, честно!)
Бывают люди, у которых от природы уже заложено чувствование цвета и света, также как я встречал многих людей, кто уже родился с поставленным голосом, и поет просто шикарно.
А мне, чтобы научиться петь понадобилась вся жизнь, ну или по крайне мере, половина. Также и с цветами и светом. Если у вас есть это внутри и вы где-то подсознательно знаете как лучше смешать цвет, с каким оттенком, и. тд, то у вас в фотошопе получится очень много и красиво всего.
Но я не из тех людей, и если честно, то сильная цветокоррекция в фотошопе — это не мой стиль, и мне это не очень нравится. Если вы посмотрите на фотографии в моем портфолио, то увидите, что я вообще не пользуюсь фотошопом в том ключе, о котором я вам сейчас тут рассказываю.
МОЙ СТИЛЬ
Мне нравится живой насыщенный естественный стиль, к которому я стремился достаточно долго. И у меня есть фотографы, которые мне очень нравится. И понемногу, потихоньку, я выспрашивал у них их секреты, и добавлял их к себе в практику.
Иногда даже было так, что завтра у меня съемка свадьбы, а я спросил о каком-то вопросе, и мне ответили, ну видимо нужно полностью убрать все в таких-то настройках. И я подумал, а почему бы и нет, вот завтра и проверю на свадьбе.
Да, я делал такие эксперименты. И когда я принес фото с этой свадьбы домой, то я был поражен насколько изменились фотографии, и, наконец-то, я нашел то к чему стремился. Именно вот свой этот стиль, который был моим идеалом многие годы.
И теперь каждый раз, когда я приношу фотографии со свадьбы домой, я затаив дыхание, смотрю как они расцветают. И это волшебно, конечно.
Поэтому, если говорить про фотошоп и владение и умение видеть цвета и смешивать их, чтобы получилась красота, я не стал в эту сторону углубляться, хотя мне безумно нравится тема красок, и я думаю еще снять много роликов про именно художественные моменты.
Я понял, что без определенного художественного образования, даже какого-то минимального, у меня не получится делать все это красиво.
По большому счету, если вы пошли в фотографы из художников, то у вас не будет проблем с фотошопом (в плане смешивания цветов), и вы сможете сделать шедевры. Но я пошел в фотографы из музыкантов, поэтому фотошопом я пользуюсь, но для других целей.
И конечно, компьютер и монитор — это очень важная составляющая для того, чтобы получить именно тот результат в фотографии, который вы хотите.
КАК ПРАВИЛЬНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ
Могу еще поделиться, как меня учил фотографировать мой учитель, у которого я брал уроки. Если брать вопрос ракурса, то он всегда говорил, что нужно фотографировать шире. К чему это? Мы рассматривали этот вопрос на примере одной картины — «Женитьба офицера».
К слову сказать, очень полезно, чтобы учиться видеть кадр, смотреть картины разных художников. Это развивает восприятие видеть кадр, видеть что в кадре. Видеть какая история стоит в этом изображении.
Меня всегда учили, что фотография должна быть историей. Т. е. мы видим передний план, задний, что происходит где-то сбоку, и все это составляет историю этого момента.
Мы рассматриваем фото, начиная с центральных фигур, затем переходим на другие объекты, видим их взаимодействие, понимаем что происходит, у нас в голове выстраивается история, мы видим рассказ.
И этот рассказ нам нравится либо не нравится, мы начинаем об этом размышлять, у нас свое мнение… Картина или фотография заставляет нас задуматься, переживать, сострадать, либо негодовать. Вот именно для этого и нужна фотография, передавать моменты жизни, рассказывать истории из истории, простите за тавтологию.
И, как я понимаю, цель изображения, которое мы видим, выраженное в красках на холсте, либо напечатанное на бумаге — это отразить момент, отражать историю, отразить состояние людей, событий, всего того, что попадает в кадр.
И если человек, который смотрит ваши фотографии начинает задумываться, видеть историю, то мне кажется, это хорошая фотография, и вы становитесь профессионалом, мастером своего дела.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
Фотограф, как мне видится, должен быть еще в какой то степени психологом, чтобы контактировать с людьми без конфликтов и именно в том направлении, которое нужно ему для красивых фотографий.
Я замечал это особенно на свадьбах. Когда проводишь весь день с молодыми и родственниками, то случается столько разных моментов, кто-то ссорится или ругается, или еще может быть у невесты натерло ногу в туфельке, потому что она ее не разносила заранее, или корсет очень плотно затянули.
Все случается. И в такие моменты, очень важно искренне прийти на помощь, поддержать, посоветовать, если, допустим, начался дождь, а у молодых нет зонтика, и я всегда даю свой зонтик, потому что я ношу его всегда с собой.
И в моем портфолио есть достаточно фотографий с моим черным зонтиком. Но смотрится вполне симпатично. Поэтому уважение к тем, кто тебя окружает, это важно в фотографии. Вы согласны?
САЙТ ДЛЯ ФОТОГРАФА
Можно еще коснуться темы сайта для фотографа. Это тоже отдельная тема, и я уже писал о моих критериях выбора своего сайта. Конечно, чтобы о вас, как о фотографе узнавали и заказывали у вас съемку, вам однозначно нужен сайт. Могу вам посоветовать платформу , где я сам сделал себе свой сайт.
У меня, как я писал выше на данный момент 2 сайта. Это сайт, где выставлены фотосерии со съемок, в основном свадьбы, и есть сайт лендинг, это сайт одностраничник, на который я даю рекламу, и там очень в сжатой форме просто показаны мои услуги, и смысл этого сайта — взять телефон заказчика, чтобы он сделал заказ.
Сайт можно делать самому, допустим на бесплатных шаблонах, для начала. Чтобы понять что вам нужно, я думаю можно пробовать разные варианты, и разные способы создания сайта. Где только можете найти что-то интересное — пробуйте, и делайте сайты.
Это все будет на пользу. Я пользуюсь платными платформами, потому что они предлагают много различных фишек, которые бесплатные платформы не предлагают. Я плачу по минимальному тарифу, и мне на данный момент этого вполне хватает.
Тут все дело в том, чтобы понять, что на данный момент вам нужно, а без чего вы сможете обойтись. Поэтому пробуйте и ищите свое.
Про страницы вконтакте, в фейсбуке, инстаграме тоже нужно сказать. А также различные порталы фотографов, где можно себя показать, это тоже нужно все делать. Вопрос продвижения себя — это конечно, очень большой вопрос, даже можно сказать, это отдельная тема. Но упомянуть об этом нужно.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Быть фотографом — это не просто какое-то увлечение, — это стиль жизни. Фотограф он не только на работе, но и дома, с семьей, с друзьями, и везде, где он бывает. Везде он видит мир взглядом фотографа.
Не знаю хорошо это или плохо, но если полностью не погружаешься в процесс, то удовольствие не получишь ни ты, ни окружающие. И только когда ты целиком и полностью захвачен любимым делом, и отдаешь себя целиком без остатка, тогда и тебе хорошо, и другим тоже хорошо.
Я думаю, так в каждом деле, или каждой профессии. Но уровень погружения, конечно, регулирует сам человек, насколько комфортно и удобно для всех. И если вам нравится фотографировать, то просто берите и фотографируйте. Чем больше, тем лучше!
Вот такой мой опыт, и я поделился им с вами. Если будет нужна какая то помощь, то я всегда на связи. Пишите в комментарии если есть какие-то вопросы. Я с удовольствием отвечу! До новых встреч!